0

24.02.2017

17:18

Олена Макаєва

Патерсон / Рецензия


Make America poetic again

В фильме Джима Джармуша «Патерсон» почти ничего не происходит и в то же время случается все. Простой водитель автобуса Патерсон живет в созвучном имени городе, породившем американского поэта Уильяма Карлоса Уильямса и битника Аллена Гинзберга. Каждый день он просыпается без будильника, целует жену и отправляется на рейс. После работы гуляет с бульдогом по кличке Марвин, выпивает бокал пива в местном баре и возвращается домой. Никакой тебе драмы, никакой трагедии, даже конфликта особого тут нет. Но это кино в чистом виде, которое непременно захочется пересмотреть.

Герой Джармуша лишен примечательности. Он такой же, как и все, только очень любит писать стихи. С собой Патерсон носит записную книжку, своеобразный тайный дневник, ведь о стихах знает только жена Лора (Гольшифте Фарахани), считающая его гениальным автором. На творчество водителя автобуса может вдохновить что угодно, например коробок спичек с синими головками, или водопад — местная достопримечательность, а то и вовсе — бокал пива. Стихотворные строки появляются не только на страницах дневника, но и просачиваются в фильм. 



Адаму Драйверу выпала непростая задача — сыграть героя-наблюдателя, который практически ничего не говорит сам. Он смотрит, как жена загорается очередным увлечением, выпекает кексы или раскрашивает дом в черно-белый цвет. Слушает отрывки историй пассажиров автобуса. Успокаивает разбушевавшегося из-за неразделенной любви клиента бара, который походит на шекспировского героя.

Смысл жизни в самой жизни — вот простая аксиома, которая руководит, как дирижер, всем фильмом. Повседневность у Джармуша запросто становится поэмой, которую пишут жители маленького городка. Патерсон встречает их в самых разных местах. Идя с работы, знакомится с девочкой. Она тоже любит Эмили Дикинсон и пишет в блокнот стихи о водопаде. В прачечной встречает рэпера, который зачитывает новое произведение под шум крутящегося барабана стиральной машинки. А в любимом месте Патерсона, куда тот приходит съесть приготовленной женой ланч, сидит турист из Азии (Масатоси Нагасэ). И да, он тоже поэт.

Джим Джармуш порадовал нежным, умиротворенным и в то же время ироничным произведением, в котором мир соткан из поэтических деталей. Главный герой не стремится выделиться, достичь успеха или утвердиться, он остается незаметным и почти неслышным. Патерсон живет в тихом и меланхоличном мире, без каких-либо гаджетов, ведь «мир крутился и до них». Картина очаровывает с первых минут, а по окончании прочно впитывается в организм зрителя.



В фильме Джармуша нет остроты переживаний, нет лихо закрученного сюжета, есть только несколько дней бытия простого водителя автобуса. Как и самой жизни, картине присущ дуализм: в образе близнецов, в созвучии имени героя и названии города, в черно-белых тонах интерьера дома, в шахматной доске в баре. «Патерсон» предельно честный фильм о простом и обыденном. О том, что в этом тоже есть своя поэзия, которая может проявиться в наивных причудах людей. В одном интервью Джармуш сказал, что не прочь сделать фильм о человеке, выгуливающем собаку. И сделал — о человеке, выгуливающем собаку и находящем вдохновение в непримечательных вещах. Например, в коробке спичек.

Комментарии:

Чтобы написать комментарий, войдите через одну из социальных сетей: