0

10.01

12:29

Денис Куклин

Ла-Ла Лэнд | Рецензия



Больше всего перед просмотром «Ла-Ла Ленда» я боялся, что это будет ещё одна «Мамма Мия». У Райана Гослинга при всей кажущейся безупречности его карьеры всё-таки есть провалы. И «провал Райана Гослинга» означает «неплохая роль, которую мог бы сыграть другой средний актёр». Гослингу не обязательно было сниматься, например, в «Соединённых Штатах Лиланда» или «Останься». Получить ещё один «Дневник памяти» — вот что больше всего пугало. А мюзикл с красавицей Эммой Стоун и таким слащавым постером — это ли не тот самый попсовый фильм о любви, то, что больше всего хотела публика?

С первых кадров всё к тому шло — в начале был необязательный хоровой танец про ярко сияющее солнце на забитой машинами автостраде. Затем появилась классическая завязка романтической комедии, где они друг друга раздражают, но мы то знаем, что они друг друга полюбят. Герои обаятельно шутили, трогательно поддерживали друг друга, и были всегда сказочно красивы в Ла-Ла Ленде, где никто не болеет и не умирает, и где сбываются мечты.



Никто не умер и не заболел, конечно. Но фильм оказался совсем не «Мамма Мией». Сначала настораживали постоянные разговоры о джазе, вылившиеся в небольшую лекцию о пользе живой музыки. Затем внезапно возник немного неуклюжий оммаж Фреду Астеру и Джинджер Робертс, затем Гослинг решил повращаться вокруг столба в стиле Джина Келли. Затем финал «Бунтаря без причины» внезапно материализовался в той самой обсерватории в Гриффит-Парке. И в середине милый фильм внезапно и в то же время постепенно (не спрашивайте как это) приобрёл глубину. За этой банальной историей любви двух молодых людей скрывалась другая история другой любви — к мечте, к мечатателям.

Отношения Себастьяна и Мии стали немного походить на отношения героев «Blue Valentine», что особенно стало заметно в сцене ужина-сюрприза, где пара выясняет, что у них немного разные взгляды на то, как именно нужно идти к мечте. Себастьян считает, что нужно иногда поступиться принципами, пойти обходным путём, потакать людям, чтобы в итоге достигнуть мечты. Мия недоумевает — тот ли это бунтарь, который научил её любить джаз, научил плевать на мнение публики? Ученица превзошла учителя, и этот спор о принципах работы и творчества становится главной осью конфликта влюблённых, а не измена, разница в классе или пузырёк с ядом. Оба достигли мечты, оба оказались правы. Но повод ли это для того, чтобы влюбляться снова?



«Ла-Ла Ленд» — вовсе не романтическая, вовсе не комедия. Это мюзикл, но он грустный и совсем не развлекательный. Главной его песней, да и вообще, центральной сценой стало прослушивание Мии для роли в Париже, где она поёт/рассказывает историю про свою бесшабашную тётушку, песня, которая становится гимном творцам: «Here’s to the ones who dream // Foolish, as they may seem // Here’s to the hearts that ache // Here’s to the mess we make» («За тех, кто витает в облаках // За тех, кто остаётся в дураках // За сердца, которые болят // За бардак, который они творят» (простите мне мой вольный поэтический перевод). Песня похожа этим своим предложением «выпить за» на такую же программную «За тех, кто в море» «Машины времени». И ради такой песни Эмма Стоун, весь фильм, как и Гослинг, певшая вполсилы, вполне разворачивает лёгкие и свой прекрасный низкий глубокий голос. Эта песня — дань всем тем балбесам, которые создают красоту этого мира, всем актёрам, поэтам, музыкантам и художникам, 99% которых ничего не добиваются и, забросив мечту, возвращаются в свои Первомайски и Зареченски работать в конторах и цехах. Но был момент, когда они творили, и когда они были мечтателями, и когда они заслужили гимн, оду в свою честь.

«Ла-Ла Ленд», на который годами ни одна студия не хотела давать денег, который появился только благодаря безумному энтузиазму Дэмьена Шизелла и благосклонности Эммы Стоун, конечно, не соберёт кассы «Мамма Мии». Он не настолько крут как мюзикл, как сказка, как развлечение. Но он крут совсем по-другому. Он крут именно тем, за что дают «Оскары». Он крут тем, что это тот уникальный, ненормальный мюзикл, после которого хочется говорить и осмыслять, а не петь и танцевать. Он крут, как «Артист» или «Бёрдмэн», которые тоже были рассуждениями о природе творчества и судьбах творцов. И, кажется, после нескольких лет «Оскаров» картинам социальной направленности, пришло время почтить всех мечтателей и балбесов «Ла-Ла Ленда». Потому что это — самый смелый и самый неожиданный фильм 2016 года, за смелость создателей которого просто необходимо выпить.

Комментарии:

Чтобы написать комментарий, войдите через одну из социальных сетей: