0

02.07.2014

15:34

Антон Фролов

Белый ягель. Рецензия на конкурсный фильм ММКФ



Сюжет: Экранизация повести ненецкой писательницы Анны Неркаги. Молодой ненец Алёшка женится лишь по настойчивой просьбе матери — не должно опустеть родное гнездо, не должен угаснуть род. Но сердце его тоскует по Илне, дочери старого Пэтко. Десять лет минуло, как Илне покинула стойбище и ушла жить на «большую землю». Но, каждый день Алёшка прислушивается к дороге. Каждый день ждёт свою несбывшуюся любовь...

Твит рецензия: Ох уж этот пресловутый третий акт, способный разрушить все

Кирилл Разлогов
назвал фильм представителем нового направление — художественного этнографического погружения. По его словам, в мировом кино все больше и больше появляется игрового кино, которое рассказывает нам про жизнь малоизвестных народов. На мой взгляд это прекрасный трэнд. Документальное кино хорошо, но любое художественное кино имеет больше шансов быть увиденным зрителем.

«Белый ягель» не просто погружает нас в мир ненцев, снега и оленей, но и в доступной формы рассказывает сложность внутренней жизни народа. Обычные истории о отсутствии реальных денег, мобильной связи и разрушающей силы водки — заиграли новыми подробностями и красками. Даже некоторые анекдоты стали не смешными, а наивными и глупыми. Всему этому еще и способствовало решение авторской группы снимать фильм на ненецком языке, подход как у Мэла Гибсона. Это дало очень большой импульс для положительного восприятия происходящего на экране.

Красоты видов — снег, звезды и кусочки северного сеяния — продолжилось и в актерском ансамбле. Очень слаженный и достоверный коллектив. Главный герой, в исполнение калмыка Евгения Сангаджиев, должен, по мнению авторов, стать новым героем для российской молодежи. Смелый, трудолюбивый, верный себе и своим идеалам.

Вот тут и всплывает главная проблема фильма — сценарная. Герой получился слишком хорошим, а его неожиданно плохая сторона появляется лишь для грубого финала. Дальше еще хуже и грубее. Ненцев разделяют на хороших и плохих. Принцип же простой — уехал, значит плохой. Сценаристы не предполагают других прочтений. Попытка показать колеблющихся, пытающихся разобраться в себе и своем предназначении проваливается. Слишком не смелы и плоским получился характер Илне, главного женского персонажа.

Это все могло сойти с рук сценаристам. Помешал пресловутый третий акт драматического произведения. Первые два акта правильные и готовят к некой прекрасной или откровенной концовки. Не тут-то было. Концовка скомкана, очень грубо решена. Ружье из первого акта должно выстрелить, но его должен кто-то взять в руки. Такой подход сработает только в средненькой или плохой комедии, но не в драме. Все еще стало хуже и за постановщика. Он совершенно не умело поставил динамическую сцену. Не справились с третьим актом все. Очень негативно повлияли на общую оценку фильма.

«Белый ягель» удивительное кино. Удивляет своей темой, местом и даже достойной актерской игрой. Удивляет не только положительно. Из отрицательных моментов отмечу неуместное использование закадрового текста, явное разделение на белое и черное и неожиданно скомканный конец. Избавившись от нескольких недостатков кино может найти более широкий круг зрителей. 

Комментарии:

Чтобы написать комментарий, войдите через одну из социальных сетей: