0

02.06.2013

16:43

Cineaster

Ковбои против пришельцев (2011) рецензия

Что было бы, если бы Мичурин стал режиссёром…

Что это: вестерн, плавно переходящий в фантастику.

На что похоже: на продукт скрещения ужа и ежа.

Зачем смотреть: сравнивать цвета глаз Оливии и Дэниэла, и убедиться, что у Оливии красивее.

Интересная история у фильма. Скотт Майкл Розенберг, издатель комиксов и продвигатель их же на киноэкраны, в телевизор и другие медиа, в 1997 году придумал идею для графического романа – а что было бы, если бы к ковбоям прилетели пришельцы? Не было ни комикса, ни сценария, но в том же 1997 году Universal и Dreamworksкупили у Розенберга одну лишь идею. Они усадили Стива Одекерка писать сценарий, но тот в итоге отчалил от полуживого проекта. В общей сложности, до 2007 года над сценарием работали семь человек. В 2004 году права были приобретены Columbia Pictures, но дело ни на йоту не продвинулось. В 2006 издательство Розенберга Platinum Studios выпустило-таки долгожданный комикс, и тот оказался очень успешным. Universal и Dreamworks в таких обстоятельствах опять скинулись и решились, наконец, форсировать проект. Они начали переговоры с Робертом Дауни-мл. о его участии в фильме в качестве протагониста. Дауни был очень заинтересован в проекте, и на съёмочной площадке «Железного человека 2» рассказал о новом фильме Джону Фавро. Тот уж как вцепился в «Ковбоев и пришельцев», так и не отпускал. Правда, Дауни выбыл – предпочёл сниматься в «Шерлоке Холмсе 2».

Помните фразу о семи сценаристах? В 2007 их общий труд сели переписывать ещё двое кинодраматургов, Хок Остбии Марк Фергюс. С приходом Фавро, концепция фильма начала стремительно меняться – в 2009 году студия вручила наработки 9 сценаристов Алексу Куртцману и Роберту Орси – давним соавторам по «Стар Треку», обоим «Трансформерам» и другим несмешым фильмам. Потом к ним присоединился Деймон Линделоф, один из создателей «Lost», тоже работавший над «Стар Треком». Итого – 12 человек работали над сюжетом фильма, не считая самого Розенберга. Поэтому то, что фильм сюжетно и атмосферно не разваливается на мельчайшие куски – уже достижение.

фэнтези,фантастика,боевик,военный,вестерн,Cowboys & Aliens,Ковбои против Пришельцев,Ковбої проти прибульців

Да и фильм-то получился крепенький, живой, характерный. И всё-таки создателями была допущена одна, но роковая ошибка – они ошиблись в позиционировании. Когда Фавро пришёл на проект, он сразу предупредил всех, что снимать будет пусть и комиксовый, приключенческий фильм, но предельно серьёзный, без всяких там шуточек-прибауточек и тонистарковщины. И даже отказался от привычки появляться у самого себя в камео – мол, минутное его появление может разрушить суровую атмосферу фильма. Нет, кино, конечно, получилось атмосферное, но юмор из Фавро, как оказалось, не вытравить. И так же подумали и зрители. Когда в прошлом году на Комик-коне показали трейлер, публика единогласно приветствовала новую боевиковую комедию. Фарво и Орси давали много интервью, и в каждом пытались образумить зрителей – не будет никакой комедии, будет скрещение жанров вестерна и фантастики. А публика «га-га-га!». Были ещё трейлеры и интервью и презентации, но до сих пор народ идёт «в кинотеатр на экшн-комедию от режиссёра «Железного человека». А что бы вы подумали, прочитав одно лишь название: «Ковбои и пришельцы»?

И народ жестоко обманулся. Фавро умудрился снять классический вестерн. По крайней мере, первые две трети фильма идут именно в таком ключе. Вездесущий Стивен Спилберг, будучи исполнительным продюсером картины, в один погожий день явился на студии с кучей коробок под мышкой и затащил Фавро и сценаристов в просмотровый зал, где заставил их смотреть золотую коллекцию вестернов, комментируя по ходу особенности жанра и всяческие приёмы и методы, ему присущие. Чтобы лично я отдал за такой мастер-класс? Мизинец, так точно… Чей-нибудь… Режиссёр и драматурги духом истинного вестерна прониклись и заполнили свой фильм всеми характерными штампами и стереотипами. И коктейль этот получился очень вкусный – Дэниэл Крэйг, весь фильм проходивший с физиономией Клинта Иствуда, смотрится потрясающе – немногословный, поджарый, извечно грустный и иногда жестокий. Пришёл из ниоткуда и ушёл в никуда – сколько раз уже такое было? Но это по-прежнему работает. Работа художника-постановщика, костюмеров, специалистов по кастингу, отбиравших характерные рожи для массовки – все старались для воссоздания духа… не эпохи, а мифа о ней, созданного кинематографом. Сколько лет уже идёт борьба за возрождение жанра вестерна – «Поезд на Юму», «Железная хватка» и т. д., но Голливуд не сдаётся. Каждый хочет повторить успех Виктора Франкенштейна по оживлению мёртвой плоти, каждый – от костюмера до продюсера. Иногда, правда, приходится вводить в сюжет пришельцев, чтобы привлечь молодую аудиторию, но чего не сделаешь для искусства?

Cowboys

И какая получилась насмешка судьбы – всё было бы ничего, если бы не прилетели те самые пришельцы. Когда комитет по возвращению соотечественников из инопланетного плена прибывает на базу оккупантов, сочный вестерн превращается в пресный приключенческий боевик. Фавро удалось поставить несколько драк и перестрелок в первой части фильма, но битва с чужими была им полностью провалена. Если Крэйг, изображающий процесс прохождения «Half Life» на средней сложности, смотрится ещё так-сяк, в основном за счёт бездонных глаз и выражения лица мудрого сантехника, то бестолковое беганье в скалах уродов и людей наводит смертную тоску. В разгар битвы персонажи находят время излить друг другу душу и произнести пару пафосных речей, прогрессивные инопланетяне почему-то решили без оружия побегать за вооружёнными людьми, пятнадцать статистов изображают большое индейское племя, маленький мальчик ножиком режет на ремни здоровенного монстра и только потрясающие блядские глаза Оливии Уайльдсмотрят как-то душевно, ласково, по-инопланетянски.

В итоге – вестерн похерен вместе с пришельцами.

фэнтези,фантастика,боевик,военный,вестерн,Cowboys & Aliens,Ковбои против Пришельцев,Ковбої проти прибульців

А актёры, конечно, замечательные. Крэйг и Уайльд, о которых я говорил, вообще не играют. Да и не надо им. А вот Сэм Рокуэлл и Пол Дано, выступившие в совершенно неожиданных для них образах, сработали на отлично. Многие хвалят Харрисона Форда– я не согласен. Можно насобирать целую колоду сцен, где можно было бы сыграть лучше. Не Форду – Энтони Хопкинсу, например. Или тому же Джеффу Бриджесу. Но Форд – не Хопкинс, у него Индианы Джонсы куда органичнее получаются.

Cowboys

Вердикт: средненькое кино. А ведь могло бы быть по-другому.

Денис Куклин, Оригинал

Комментарии:

Чтобы написать комментарий, войдите через одну из социальных сетей: