0

24.01.2012

12:54

Cineaster

Рецензия на фильм Хранитель времени 3D от Варвары Ухорской

Мартин Скорсезе уже получил за этот фильм «Золотой Глобус» как лучший режиссер. Вдруг на старости лет жесткий реалист Скорсезе превратился в доброго волшебника. Мы вовсе не против такого превращения, нет! Просто удивительно: чаще всего режиссер – снимает, писатель – пишет, а художник – рисует всю жизнь что-то свое, исконное, глубинное. А оно, исконное, глубинное, свое – одно. Душа, что ли. А тут вдруг человек взял и снял совсем другое кино.

Или – не вдруг? Даже «Отступники» уже были, как будто, не совсем Скорсезе. Тем более - «Остров проклятых | Shutter Island» - какой загадочный, какой впечатляющий фильм! Но, по крайней мере, с прежними темами – преступление, одиночество. А «Хранитель времени» - дети, ретро, Франция, история кино. Где тут Скорсезе? Снять такой фильм могли бы – каждый по-своему, Вуди Аллен, Жан-Пьер Жёне, Хайяо Миядзаки… Но сделал это Мартин Скорсезе. Чудо уже состоялось!

Старый итальянец, летописец мафиозной деятельности, создал нежный и трогательный фильм о любви к кино. О волшебной силе искусства. Фильм, в котором нет не только злодеев, а даже хоть сколь-нибудь отрицательных персонажей. Единственный, чьи поступки вызывают наши нарекания, и тот – совершает их по долгу службы: если человек – полицейский, то его долг – преследовать воришек. Даже если эти воришки нам очень нравятся. А они нам нравятся.

Фильм Скорсезе, помимо любви к кино, наполнен еще любовью к Парижу, любовью к прошлому, к детству. Из последних эти же чувства несет в себе недавний фильм «Супер 8 | Super 8»: ретро, дети, кино. Но там продюсер Стивен Спилберг смешал со своими любимыми темами детства и кино свою любимую тему загадочных инопланетных пришельцев. А здесь кино, история кино, один из загадочных и удивительных пионеров кино – стали главными героями и темами фильма.

Жорж Мельес. Имя это известно до сих пор было только профессионалам кино, его проходят в киношколах в курсе «история кино». Однако один фильм Мельеса мы видели все, часто и неоднократно. Может быть, правда, большинство из нас и не думало, что у этого фильма был режиссер. «Политый поливальщик»! Один наступает на шланг, другой смотрит внутрь – почему вода не течет? – и, когда первый сходит со шланга, второй отбрасывается мощной струей воды. Помните? Это один из бесчисленных фильмов Жоржа Мельеса.

Пионер и поэт кино, не заботясь о формате и хронометраже, он снимал и 40-секундные короткометражки и 40-минутные киноэпопеи. За неполных 20 лет работы он снял около тысячи фильмов, встав у истоков почти всех жанров, включая документальное кино, модного нынче приема реконструкции документальных событий: так, Мельес снял фильм «Дело Дрейфуса» - о самом громком в Европе политическом судебном процессе конца 19 века, и это было документальное изложение событий, сыгранное актерами.

А в фильме «Извержение вулкана на Мартинике» Мельес использовал столь дорогие его сердцу спецэффекты! Мельес – отец спецэффектов. По-хорошему, приз за лучшие спецэффекты должен носить имя Мельеса. До своего знакомства с кинематографом он занимался театром, цирком и оптическими иллюзиями. Вообще, всякими иллюзиями. И, конечно, кино стало для него воплощением самых смелых фантазий.

Да, Мельес занимался документальным кино, экранизировал классические драмы - "Гамлета", "Фауста", но главным в его творческом методе была не работа с актерами, а – спецэффекты. Которые позволяли зрителям его фильмов оказываться в волшебных, фантастических мирах. Мельес и раскрашивал свои фильмы вручную, чтобы они были еще чудеснее.

Не удивительно, что этот поэт кинокамеры не был выдающимся коммерсантом, Мельес разорился, сжег негативы большинства своих работ и перестал снимать кино. Стал игрушечных дел мастером. Зато теперь вот сняли кино о нем самом. Вот такое торжество добра и справедливости на экране. Но больше, чем в содержании фильма, Скорсезе это выражает в картинке – воистину, волшебной.

Цвет, четкость, насыщенность, лица всех персонажей – несмотря на то, что действие вроде бы происходит в реальной, хотя и ретроспективной, Франции, все выглядит так, как картинки калейдоскопа. Или – через витражные окна. Волшебный фонарь. (Так назывался один из фильмов Мельеса!) Вот и разгадка нашего, переводного названия фильма, (а в оригинале фильм носит имя своего главного героя, мальчика, открывшего заново кино Мельеса - Хьюго): Хранитель времени, наследник его тайн и богатств - сам режиссер Мартин Скорсезе.

Комментарии:

Чтобы написать комментарий, войдите через одну из социальных сетей: