0

19.06.2013

11:30

Cineaster

«Боец» (2010) рецензия / The Fighter


Head-body-head-body…

Что это:драма о боксёре

На что похоже:«Рокки», «Бешеный бык».

Зачем смотреть:поностальгировать за старыми боксёрскими сагами и полюбоваться талантом Бэйла.

Спортивная драма, с самого первого своего появления на киноэкране («Чемпион» Чарли Чаплина,1915 г.) до сегодняшнего дня лучшие свои качества проявляла почему-то вфильмах о боксе. В самом деле, можно ли вспомнить что-то из жанраспортивной драмы, более сильное и мощное, чем «Рокки» и «Бешеный бык»? Бокс ли этому причина или какие-то случайности?

Видимо, всё-таки бокс. Марк Уолбергсчитает, что история жизни любого боксёра достойна экранизации.Справедливости ради – история жизни любого боксёра укладывается впоследовательность «родился в плохом районе – прошёл школу улицы –пытался вырваться из порочного круга – после предательств иразочарований вышел на главный бой – победил и всем всё доказал».И, видимо, ничего нового о боксе не снимут. Однако, даже такая шаблоннаяистория интересует и публику, и кинематографистов. Если сам Скорсезене побрезговал, то чего уж нам нос воротить?


И у Скорсезе, и у Сталлоне,и даже у Чаплина боксёрский фильм, как и вид спорта, его породивший,имеет одну особенность – это очень индивидуальная штука. Если все фильмыо бейсболе или баскетболе рассказывают о силе коллектива и умениииспользовать лучшие стороны каждого члена команды, то бокс – делоодного. И герой-боксёр предстаёт перед нами во всей красе – статуировками, детскими страхами и ужасающими пороками. Бокс сегодняостаётся таким спортом, каким он был ещё у древних греков – сильныемужчины, суровые и простые правила, и невероятная зрелищность. Всё этонаилучшим образом работает в кино. Неприлично богатые спортивные звёздыне выходят на улицу без маникюра – в боксе же всё по-старому. Фильмы обейсболе и американском футболе нельзя смотреть без энциклопедии – вбоксе выиграл тот, кто не упал. А взаимное месиво двух потных дядек и запределами бокса до сих пор остаётся одним из главных элементовсовременного кино – смотрится, и всё тут. Бокс, действительно – самаякинематографичная из спортивных дисциплин, а из всех искусств важнейшимдля бокса является именно кино. Хотя, Хемингуэй тоже ничего так о боксеписал…

Итак, с этим общим багажом ипотенциалом загорелся Марк Уолберг снять фильм о Микки Уорде, чейтрёхматчевый бой с Артуро Гатти считают величайшим противостоянием вбоксе за всю его историю. Однако, сюжет «Бойца»строился на событиях, предшествовавших этому поединку – на отношенияхМикки с братом и семьёй, на воле к победе, сомнениях и страхах и одурных привычках, помешавших его брату, Дикки Эклунду, достичь того,чего он заслуживал. Марк не только подружился с легендарными братьями,но и выбивал на это дело деньги и несколько лет таскал железо, чтобыфигурой походить на Уорда в годы его славы. Как признался сам Уолберг,он во время подготовки к «Бойцу» снялся в шести фильмах, но мечты неоставил.


Изначально фильм должен был режиссировать Даррен Аронофски, но впоследствии «отвалил», оставшись номинально продюсером, а постановкой занялся знакомый Уолбергу по «Трём королям» Дэвид О. Рассел.Оно и к лучшему – у Аронофски получилось бы совсем интеллигентно иэмоционально, типа «Рестлер-2». Рассел же снял простую, и вместе с темсильную драму, не пытаясь превратить её в творческий манифест и незаманивая женщин-зрителей лирическими любовными историями. Фильм бы иостался, наверное, простой спортивной драмой, если бы не удивительнаяудача кастинга – на роль Дики Эклунда был приглашён Кристиан Бэйл.

Уэтого парня удивительная ситуация – он явно сильный и опытный актёр, унего внушительный багаж ролей в громких арт-хаусных проектах, и онпродолжает в них сниматься. Тем не менее, он с удовольствием деревянноиграет деревянного Бэтмена, и по-прежнему остаётся желанным членомсъёмочной группы в независимом кино. Его любят и уважают по обе сторонызабора, и когда видят его в противоположном амплуа, сильно удивляются.Поэтому то, что Кристиан сделал с собой ради роли Дикки, вызывает упоклонников Бэтмена шок. В кинокомиксе Бэйл играет мускулистогосупергероя, в «Бойце» он – крэковый наркоман, тощий, жилистый,скуластый. И уже неважно, сколько он сбросил килограммов – 20 или 30 –важно то, что он готов идти на такие эксперименты ради роли. Чем,впрочем, Бэйл всегда и славился. Он играл потрясающе, вжился в образ досамых-самых кончиков, нашёл удивительные детали, характеризующие Дики.Жесты, мимика, походка – всё работает у Бэйла. И, кроме того, его Дикисильно меняется по ходу фильма, и здесь важно было не переборщить. Бэйлсделал это безупречно. Он акцентировал внимание не на самом изменении, ана готовности Дики измениться, на волевом решении. Люди, и правда, неменяются, но они могут стать другими для окружающих, если найдут в себесилу и волю.


Роли оскаровских номинанток Мелиссы Леои Эми Адамскажутся слишком обыденными на фоне чумового Бэйла, однако, если забыть онём на минутку, можно оценить «девчонок» по-настоящему. У них тоже былинепростые, неоднозначные роли, пожалуй, самые неоднозначные в фильме, иим приходилось балансировать на грани положительного и отрицательногоперсонажа – до самого конца мы не можем уверенно оценить их роль в жизниМикки. Чарлин кажется милой и любящей девушкой – тем, что нужно сейчасМикки, однако, у неё есть свои взгляды на карьеру парня и непримиримаяпозиция по отношению к его семье. Такая же непримиримая и мать Микки,Элис – она искренне любит своих детей и изо всех сил старается импомочь. Но, как обычно бывает, её любовь оборачивается разрушением –слепо любя Микки, она слепо же ведёт его на верную гибель. Очень близкийи по-славянски знакомый образ матери. И тоже на протяжении всего фильмамы не можем дать однозначную оценку Элис и её любви. Хорошо,по-взрослому рассказанная история, без правых и виноватых, но со своимигероями и своими неудачниками – история «за жизнь», о любви и мечте.

Икроме этих ожидаемых тем, в «Бойце» есть ещё одна, вторая позначимости, но не вторая по силе изображения, тема для размышления –наркотик. Живой пример Дики, как иллюстрация влияния крэка на человека,лучше любых брошюр и лекций отбивает охоту заторчать. Сцена с тортом –одна из лучших в этом дидактическом поджанре.

Резюмируя,хочется, прежде всего, отметить лёгкость и простоту повествования.Фильм о таком малоинтеллектуальном занятии, как бокс, мог оказатьсявысокоинтеллектуальным, но, к счастью, этого не произошло. К счастью,потому что аудитория у не-раскрученного не-блокбастера, как правило,неприлично мала. Но у «Бойца» в силу своей простоты и доступности естьхорошие шансы собрать большие деньги. Вы же слышали о кино «не длявсех»? «Боец» - кино для всех. Его поймёт самый распоследний двоешник.И, поскольку в жизни этого двоешника хорошего кино, как правило, нет,можете смело тянуть его на «Бойца». Это действительно, хороший,интересный и поучительный фильм. Ну, и Бэйл, конечно – это стоит видеть.

Вердикт:достойный представитель боксёрского жанра.

Денис Куклин, Оригинал

Комментарии:

Чтобы написать комментарий, войдите через одну из социальных сетей: