1

16.07.2013

12:28

Денис Куклин

Итоги фестиваля VOICES-2013

Фестиваль Voices'2013

На днях в Вологде завершился четвертый фестиваль молодого европейского кино VOICES.

По меркам фестивального движения VOICES не так уж велик: не Роттердам, не «Кинотавр» и даже не «Артдокфест». Тем не менее, за три года существования — благодаря правильной сборке компонентов — вологодский фестиваль сумел добиться того, чтобы его нанесли на кинокарту.

Приглашенные гости играют здесь немаловажную роль. В Вологде успели побывать по-разному значительные звезды: так, победителем первого VOICES был Сергей Лозница, «музой» второго — Клаудиа Кардинале, а на этот раз председателем жюри стал режиссер Бела Тарр Сатанинское танго», «Туринская лошадь») — талант поистине грандиозный. Компанию в жюри ему составили директор Варшавского кинофестиваля Стефан Лаудин, внучка Анны Маньяни — актриса Оливия Маньяни Марианна Укрия», «Последствия любви»), актеры Эрик Эбони Царство небесное», «Бесчестье») и Яна Троянова (в представлении не нуждается). Актуальные фигуры российского кино — от Александра Сокурова до Светланы Басковой — тоже завсегдатаи Вологды: в этом году сюда приехали шанхайский лауреат Юрий Быков, получившая награду каннской «Недели критики» Дарья Белова, документалист Марина Разбежкина, актриса Динара Друкарова, актер Максим Ковалевский, продюсеры Сергей Сельянов и Евгений Гиндилис и многие другие. Ну а так как масштаб фестиваля не подразумевает помпы, здесь легко наткнуться на Белу Тарра и Яну Троянову, беседующих после фильма за кружкой пива, или того же Тарра, дающего на вечеринке наставления грузинским дебютантам.

VOICES выбрал нишу, еще мало освоенную российскими фестивалями: он отдает предпочтение первым и вторым фильмам европейских режиссеров — поэтому многие показы оказываются российскими премьерами. Выбранный формат близок к роттердамскому, оттого в конкурсе, например, была картина открытия голландского фестиваля — криминальная драма по мотивам графической новеллы «Воскрешение ублюдка». По сути, конкурс VOICES выглядит как удачный дайджест, представляющей нашей аудитории малоизвестных фаворитов европейских фестивалей. Премьера синефильского триллера (или черной комедии?) «Студия звукозаписи Берберян» состоялась в Локарно, откуда он тоже попал в Роттердам; польской драмы «Женский день» — в дебютном конкурсе Варшавы; мафиозного триллера «Сальво» — в каннской «Неделе критики» (Гран-при); датского «Смотрителя» — в Сан-Себастьяне; отсылающего к Гильермо дель Торо хоррора «Бесчувственные» — в Торонто. Неоднозначную подборку артхаусного толка оттенил более коммерческий продукт — французская комедия «Королевы ринга», которую уже выпустила во Франции Warner Bros, а у нас будет прокатывать «Премиум фильм». Россию представлял оставшийся без призов на «Кинотавре» «Майор» Юрия Быкова, и в Вологде ему достались две награды: зрительских симпатий и за лучшую операторскую работу.

Но с первого взгляда больше всего шансов на победу было у грузинского фильма «Длинные светлые дни» Наны Эквтимишвили и Симона Гросса: в этой проникновенной истории двух грузинских девочек, происходящей в 1992 году, светлая и беззаботная юность сталкивается с тяготами беспощадно обрушивающейся взрослой жизни. Картину впервые показали на Берлинале, после она собрала призы на других фестивалях и в итоге действительно получила Гран-при VOICES. Но тут-то и вырисовался очевидный эстетический конфликт между поколениями — жюри (в лице, вероятно, бескомпромиссного Тарра ) и конкурсантами соответственно: жюри отказалось присуждать приз за лучшую режиссуру (даже обладателям Гран-при), настоятельно порекомендовав молодым авторам быть отважнее и почаще нарушать правила.

Призы за лучшие актерские работы достались Ларсу Миккельсену Смотритель») и Катаржине КвятковскойЖенский день»). Самому Беле Тарру вручили награду «Талант без границ» за вклад в мировое искусство, от которой великий режиссер со смехом пытался отмахнуться. Но фестивальный пазл сложился, и в 300-тысячной Вологде с пятью кинотеатрами вряд ли до следующего года случится событие, более значительное, чем прошедшая за несколько июльских дней сотня киносеансов VOICES.

Макс Туула, Variety Russia

Комментарии:

Чтобы написать комментарий, войдите через одну из социальных сетей:

  • Антон Фролов

    18.07.2013 в 08:04

    #

    А как Даха Браха и Довженко связаны с фестивалем?