0

24.04.2012

16:44

Cineaster

Денис Иванов: «Почти у всех в Голливуде есть бабушка из Одессы»



С 13 по 21 июля состоится третий Одесский международный кинофестиваль. Он продолжит традицию кино-перформансов на Потемкинской лестнице: киноманы увидят «Огни большого города» Чарли Чаплина. Причем представит фильм внук Чаплина – Чарли Систоварис. В интервью «МедиаБизнесу» директор дистрибуторской компании «Артхаус Трафик» и ОМКФ Денис Иванов рассказал о том, как изменится программа фестиваля в этом году, о влиянии Одессы на кинофест, о планах провести кинорынок и звездных гостях.

- Какой в этом году бюджет у Одесского международного кинофестиваля? В прошлом, если мне не изменяет память, он был около трех миллионов евро.

- Где-то в таких же рамках мы пытаемся его сохранить. Фестиваль очень амбициозный: у нас много проектов, которые мы хотели бы сделать. Но три миллиона евро – это не только «живые» деньги, это и те скидки, которые предоставляют наши спонсоры и партнеры.

- В прошлом году президент ОМКФ Виктория Тигипко заявляла, что она очень рассчитывает на то, что 10-процентная помощь в финансировании фестиваля государством увеличится до 40%. В этом году господдержка увеличилась?- На данный момент переговоры еще не закончены, потому что пока окончательно не утвержден план мероприятий, которые проводит Госкино. Фестиваль, по сути, поддерживают три государственных субъекта – Госагентство по вопросам кино, Одесская обладминистрация (фестиваль проходит под патронатом губернатора) и Одесский горисполком. Касательно денег из городского бюджета и из бюджетов центральных органов власти – вопрос еще решается.Областной бюджет, как правило, поддерживает наш фестиваль суммой в районе двух миллионов гривен. Порядка одного миллиона гривен нам выделяет губернатор из своего фонда.

- Чем третий по счету Одесский кинофест будет отличаться от предыдущих?

- Он будет очень сильно отличаться. Во-первых, мы переезжаем в новый фестивальный центр – Театр музыкальной комедии. Это центр, который по своим физическим параметрам похож на главный зал Венецианского кинофестиваля. Соответственно, мы превращаемся в достаточно заметный кинофестиваль Восточной Европы. Это многое меняет.Например, в этом году мы ожидаем увидеть свыше ста тысяч посетителей фестиваля. Понятное дело – это большая ответственность, и у нас будет немного другая логистика. Что касается профессиональной программы, также есть целый ряд изменений. В этом году мы продолжаем делать кинорынок. Все украинские кинодистрибьюторы уже дали свое согласие на участие в нем. Теперь мы ведем переговоры со всеми украинскими кинотеатрами, чтобы это событие состоялось в самом полном формате.Плюс, в этом году мы дальше развиваем профессиональную составляющую. В частности, будут круглые столы, посвященные самым актуальным вызовам времени для кинематографа в Украине и в мире. Достаточно большой блок дискуссий мы посвятим тому, как осуществлять продвижение своих фильмов на международный рынок.

- Например?

- Например, приедет Филипп Кройцер – это человек, который занимался продвижением фильма «Головой о стену». Фильм впоследствии стал фестивальным хитом и был продан в более чем 50 стран мира. Он расскажет о своем опыте, о том, как работают международные агентства по продаже прав – то есть, сколько каждая территория может принести денег от проката и как это подсчитать.Также планируется большой круглый стол о связи кино и телевидения в Украине с участием крупных национальных каналов, всех известных украинских кинопродюсеров и их российских коллег.

- Но ведь украинские каналы не идут на финансирование кинопроектов, за редким исключением. К подобным предложениям они относятся с опаской.

- Да, это очень дискуссионная тема. Правду сказать, многие кинопродюсеры просто не знакомы физически с тем, как работают телеканалы. А с другой стороны, безусловно, каналы проявляют осторожность в работе с кинопродуктом. Хотя во всем мире именно они являются одной из таких тягловых лошадок киноиндустрии.

Но это не все, что мы планируем. У нас также будет такая тема, как пиратство – интернет-пиратство в первую очередь.Также мы проведем питчинг проектов. В прошлом году была сделана проба питчинга, и оказалось, что этот опыт очень востребован. Скажем, победительница прошлогоднего питчинга – режиссер Вера Яковенко – со своим фильмом «Аутсайдер» победила в питчинге Госкино и сейчас готовится к съемкам. Думаю, это хороший знак. 

- Вы уже знаете, кто в этом году будет питчинговаться?

- Нет, мы только 15-го апреля объявили конкурс. Первого июня закончим сбор заявок, а 15-го июня будет оглашен окончательный список проектов, которые будут презентоваться на кинофестивале.

- В этом году кинорынок снова будет закрытым для прессы? 

- Кинорынок – это, по сути, и есть закрытое событие, на котором дистрибуторы встречаются с кинотеатрами.

- Но ведь есть Каннский открытый кинорынок.

- Есть разные форматы кинорынков. Есть кинорынки, на которых мировые агентства продают права на территории, и они в принципе заинтересованы в том, чтобы продвигать свои проекты. И, в том числе, продвигать их в журналистской среде. Но на самом деле, если прийти на тот же Каннский кинорынок, люди, которые занимаются продажами, вряд ли уделят какое-то внимание журналисту.

- Вернемся от журналистики к бизнесу. Сколько дистрибуторов примет участие в кинорынке-2012?

- Кинорынок, который происходит в рамках Одесского кинофестиваля, мы развиваем как событие для кинотеатров и дистрибуторов. Дистрибуторы покажут фильмы, которые у них будут выходить во второй половине 2012 года. А кинотеатры, соответственно, посмотрят на потенциал этих проектов и решат – брать такое кино к себе в кинотеатры или нет, и если да, то на каких условиях. Сейчас свое участие в кинорынке нам подтвердило девять дистрибуторов. В прошлом году на кинорынке у нас было около сотни кинотеатров. Это были основные площадки, на которых в Украине показывают кино. В 2012 году, я надеюсь, у нас будет еще больше кинотеатров.

- Селекция кинокартин для фестиваля уже состоялась?

- Селекция еще продолжается полным ходом. У нас впереди четыре больших фестиваля, на которых мы проведем отбор: это и Каннский, и Московский кинофестиваль, и «Кинотавр», и фестиваль в Гдыне. Мы делаем так потому, что хотим представить на фестивале все интересные нам кинематографии.Также нужно сказать о том, что у нас поменяется формат фестиваля. Если мы начинали его как фестиваль комедий, то сейчас – за счет того, что расширилась аудитория – мы позиционируемся как фестиваль арт-мейнстрима. Арт-мейнстрим – это фильмы, которые обладают высоким художественным качеством и обращены к широкой аудитории. Мы чувствуем, что стотысячная аудитория может стать платформой для продвижения такого вот не комиксового, настоящего кино. Наша задача сделать так, чтобы это кино постепенно пробивалось к зрителям и боролось за свое пространство на кинорынке.

- Уже известно, что на ОМКФ должен приехать внук Чарли Чаплина. Как Вам удалось договориться с ним?

- Здесь во многом подействовала магия Одессы, ведь фильм «Броненосец Потемкин», который был снят в Одессе, вошел во все мировые учебники по киномонтажу. Он до сих пор считается классическим фильмом, который просто обязаны смотреть все профессионалы, связанные с кинематографом. С другой стороны, Одесса – город, из которого эмигрировало достаточно большое количество евреев. Многие из них впоследствии строили большие, в том числе и голливудские студии! Почти у всех в Голливуде есть бабушка из Одессы… в крайнем случае – прабабушка. Это тоже немаловажно.Одесса – особенный город. В нем есть и море, и архитектурные жемчужины, и оперный театр, и Потемкинская лестница, и неимоверный культурный пласт, который до сих пор присутствует в этом городе. 

- То есть Вы внуку Чарли Чаплина просто много рассказывали об Одессе?

- Не было необходимости долго рассказывать про Одессу.

- Какие кинофестивали национального кино планируете в 2012 году запустить?

- У нас на самом деле довольно понятное фестивальное расписание на этот год. Сейчас мы делаем большой проект «Неделя австрийского кино», который будет путешествовать по украинским кинотеатрам до средины мая. В октябре мы начнем наш фестивальный год национальных кинематографий с Фестиваля немецкого кино, в ноябре будет фестиваль британского кино. В конце ноября проведем «Вечера французского кино». В марте месяце 2013 года – итальянское и испанское кино, а в конце сентября, как всегда, Фестиваль манхэттенских короткометражек. Это самый большой зрительский проект короткометражного кино, который у нас проходит в двадцати крупных кинотеатрах практически во всех городах.Еще у нас будет серьезная линейка арт-хитов. Летом мы выпустим фильм «Учитель на замену» с участием Эдриана Броуди, далее у нас будет выходить «Гавана, я люблю тебя» (который сейчас попал в каннскую программу «Особый взгляд»). Это та же самая франшиза, которая существовала в фильмах «Париж, я люблю тебя» и «Нью-Йорк, я люблю тебя». Продюсеры этих фильмов сделали фильм о Гаване – столице Кубы, в котором снялось огромное количество известных актеров – Даниэль Брюль, Эмир Кустурица и многие другие. В сентябре месяце мы также будем выпускать фильм «Париж-Манхэттен». Это фильм Софи Лелюш, дочери Клода Лелюша. Думаю, что фильмов будет достаточно: киноманам придется помучиться, чтобы решить, как провести вечер. 

- Вы занимаетесь дистрибуцией арт-хаузных фильмов уже свыше девяти лет. Насколько за это время вырос рынок арт-хауза в денежном эквиваленте?

- Вы знаете, мы растем пропорционально вместе с рынком. Если сейчас кинорынок составляет 90 млн долларов, то в 2003 году он составлял 11 млн долларов. Соответственно примерно такой же рост заметен и в арт-хаузе. Когда мы начинали работать, показ французского или даже российского фильма был чем-то из ряда вон выходящим. Сейчас мир изменился. Еще один фактор, которого не было, когда мы начинали свою деятельность – космические размеры пиратства в интернете. Сейчас пиратство – действительно один из основных бичей кинодистрибуторского бизнеса. В придачу исчезли легальные формы домашнего просмотра. Это сказывается на сборах, как в положительную, так и в отрицательную сторону. В положительную – если фильм не был распирачен; в отрицательную – если картина ушла в сеть за месяц до релиза и зрители активно начали ее скачивать.

- Может стоит создать интернет-ресурс с арт-хаусными фильмами, которые будут доступны аудитории за символичную плату?

- Над этим бьется очень много умов. Я слышал уже около 20-ти идей, которые возникали по этому поводу, в Украине в том числе. Мы сами работаем с порталами Megogo.net и с Ivi.ru и многими другими, которые работают по рекламной модели. Но пока что я не вижу у них больших успехов, потому что пиратские ресурсы сейчас являются наиболее актуальными с точки зрения зрителя. Их фильмы более новые, именно те, которые люди хотят посмотреть. Но все равно цивилизация не стоит на месте. Рано или поздно в он-лайне начнут работать либо большие супермаркеты по продажам фильмов, либо маленькие бутиковые «лавочки». Что-то в любом случае появится.

- В одном из интервью Вы говорили о намерении открыть кинозал с арт-хаусным контентом.

- Рано или поздно к этому все придет. Уже на данный момент кинотеатры располагаются в основном в торговых центрах – это общемировой тренд. Люди идут в торговые центры купить одежду и заодно кино посмотреть. Но, так или иначе, в развитых странах всегда присутствует альтернативная система. Скажем, если взять арт-хаусный рай – Францию – там есть кинозалы на 20-30 мест, в которых вот уже двадцать лет показывают только фильмы итальянских неореалистов. Такие бутиковые кинотеатры рано или поздно начнут появляться и у нас. Хотелось бы, конечно, чтобы побыстрее все это происходило.

- А кто-нибудь из украинских собственников кинотеатров озвучивал вам такие замыслы?

- Де-факто у нас уже есть ряд кинотеатров, которые специализируются на арт-хаусном кино. В столице это кинотеатры «Киев», «Жовтень», в кинотеатре им. Чапаева пытаются сделать что-то подобное; в Одессе это «Ю-Синема», который занимаются независимыми релизами. В Харькове это кинотеатр «БоммерЪ» и другие.

Некоторые многозальные кинотеатры заметили, что у независимого кино тоже могут быть зрители, и часто количество этих зрителей сопоставимо с аудиторией блокбастеров. В результате они стали открывать залы и так их и называть – арт-хаусный зал. Такой зал есть во львовском «Кинопалаце», в кинопалаце «Звездочка» в Донецке.Это направление будет постепенно развиваться, потому что все равно идет нишевание кинематографа. Даже то кино, которое десять или двадцать лет назад казалось совершенно не прокатным, теперь находит своего зрителя.

- И все же Вы когда-то говорили, что из десяти фильмов, которые «прокатываете» деньги получаете лишь от трех. На чем тогда зарабатывает Ваша компания? Арт-хаус в Украине приносит прибыль?- Я не знаю, что вам сказать по этому поводу. Прибыли мы не видели за все время нашего существования. Если у нас появляются какие-то излишки, мы стараемся бросать их в развитие: покупать больше картин и делать что-то на другом уровне. Но арт-хаус – это очень расплывчатое понятие. С одной стороны, это фильмы Бегбедера, которые выходят в Украине на 20-30 экранах, а с другой – радикальные вещи, на которые ходит очень небольшая аудитория. В Украине почему-то принято считать, что непонятное кино, снятое из-под стола – это и есть арт-хаус.Мы стараемся отмыть бренд арт-хауса. Мы хотим доказать, что качественное европейское кино, которое не построено по всем известным лекалам, тоже может работать и зарабатывать деньги. Достаточно вспомнить фильм «Пина» Вима Вендерса – очень странный релиз: немецкий документальный фильм в 3D о современном танце, который собрал порядка 100 тыс долларов в украинском прокате. Можно вспомнить фильм «Океаны» Жака Перрена, который собрал около 150 тыс долларов. То есть это кино, которое является арт-хаусом, но при этом вполне смотрибельным и, я бы даже сказал, семейным.

- Если говорить о Вашем сотрудничестве с проектом «Украина, Goodbye» (Денис Иванов является сопродюсером этого проекта - МБ) - когда планируете выпустить этот альманах в прокат?- Большая часть фильмов уже закончена, сейчас идут досьемки трех-четырех картин. Мы входим в монтажно-тонировочный период. Релиз фильма запланирован на ноябрь 2012 года. Из того, что мы видим уже сейчас, в альманахе будут очень разные картины: одни фильмы зрительские, другие – очень крутые фестивальные. Но мы еще не собирали саму подборку, поэтому не знаем, какие фильмы точно в нее войдут. Список постоянно перекраивается. Но альманах точно будет непричесанным, и в тоже время отчасти скандальным, отчасти – жанровым. Этим проектом команда занимается вот уже полтора года, поэтому, я надеюсь, что у проекта будет резонанс.Татьяна Харченко, МБ

Комментарии:

Чтобы написать комментарий, войдите через одну из социальных сетей: