0

02.06.2013

17:46

Cineaster

Впритык (2010) рецензия / Due Date

Похмельный синдромЧто это:дорожная комедия.На что похоже:«Самолётом, поездом, машиной», «Сопереживаниегерою очень важно в жанровом фильме. Особенно, если фильму нечегобольше предложить вам. Собственно, на сопереживании собирают свои кассы «Гарри Поттеры», «Сумерки»,все ромкомы и молодёжные комедии. Если мы не находим у главногоперсонажа картины сходные с собой или своей жизнью моменты, ситуации,чувства, то мы теряем розовые очки и видим, что фильм – полное говно.«Сумерки» – полное говно, если вы не старшеклассница. Но в комедияхиногда второй персонаж намного более важен, чем первый, которому мысопереживаем. Второй персонаж, с которым мы себя никаким образом неможем ассоциировать, потому что он глупый, некрасивый, некрутой,отталкивающий и смешной, становится стержнем фильма. Именно потому, чтоон смешной. В ромкомах, например, он называется «лучший друг героя».

Носделать его смешным – полдела. Вторые полдела – заставить зрителяиспытывать к нему тёплые чувства, несмотря на все его отталкивающиечерты и поступки. Он может спасти герою жизнь или помирить его сродителями девушки, или перевести бабушку через дорогу, и мы поймём, чтоон хороший, хотя и странный. И если он не в вашей жизни, а по тусторону экрана, то его можно и немного полюбить. И пожалеть.

У Тодда Филипсабыли такие странные парни – неподражамый Танк Фрэнк из «Старой школы» в исполнении Уилла Ферреллаи чумовой Алан из «Мальчишника в Вегасе» в исполнении Зака Галифаниакиса.Они вели себя удивительно глупо, абсурдность их мышления превосходиларечи отечественных политиков, а те проблемы, которые они создавалиокружающим, можно было смело брать на вооружение Григорию Остеру длясвоих «Вредных советов». Но они были хорошими парнями, желали добра,хотя и получалось «как всегда», и за их комичность герой, а с ним изритель, прощали им все их грехи.Исо всем этим сопереживанием и прощением у новой комедии Тодда Филипса«Впритык» большие проблемы. Нет, фильм, конечно, смешной, и зритель егопримет, тем более, что в школах всего мира в это время каникулы. Но онне станет вторым «Мальчишником» и ни звание «комедии года», ни дажепостоянное место на каждом винчестере в общаге ему не светит.

Хотястранно, ведь жанр роуд-муви такой щедрый в плане комедий, и актёрыочень харизматичные, а режиссёр – известный мастер смешного кино.Возможно, дело в сценарии? Например, главгерой, Питер Хайман висполнении Роберта Дауни-мл.спешит в Лос-Анджелес к своей жене, которая вот-вот родит ему первенца.Питер очень педантичен, аккуратен и оттого совершенно несимпатичен.Кроме того, присутствие при родах – не повод, чтобы рисковать жизнью илиугонять машины. Жена прекрасно справится и без Питера и будет любитьего никак не меньше, если он вдруг опоздает. Поэтому я изначально немогу сочувствовать Питеру в его стремлении «успеть к пятнице». Крометого, в течение фильма не помешали бы банальные титры «вторник», «день третий», «до Лос-Анджелеса 1500 км»– я не знаю, насколько они близко к цели, успевает ли Питер, или «всёпропало». Меня лишают возможности поволноваться с Питером, потому что поего лицу никак не поймёшь, волноваться нам, или не очень. Дауни –выдающийся актёр, но в этот раз его арсенал сузился до неприличия. Яочень хотел увидеть на его месте Бена Стиллераили какого-нибудь Мэтью МакКонахи,потому что место Дауни там, где яркие краски, где против течения и где«такого никто не делал», а не в образе тупого эгоистичного инфантильногоархитектора. Стиллер, без обид, но у тебя такие болваны хорошополучались.

А Зак Галифианакис,играющий Итана, кажется застрявшим в образе всё того же Алана из«Мальчишника». И мне, если честно, кажется, что Зак вообще везде играетЗака. Первый раз это было уморительно, второй раз можно немногопосмеяться. Совсем немного. А дальше будет хуже… Так вот, второй раз былсегодня. Если Зак продолжит играть Зака во всех своих фильмах, то нивторого Стива Мартина, или на худой конец, второго Уилла Феррела из него не получится. Даже Фантоццинемного эволюционировал от фильма к фильму.

Остальные актёры взяты Филлипсом из своего старого доброго «Набора для комедии Тодда Филлипса» и разбавлены маленькими камео – Джейми Фокс, Чарли Шини, традиционно, сам Филлипс в маленькой роли соседа наркодилерши. Нобольшую часть времени в кадре всё та же рассинхронизированная парочка –Зак и Боб.

Шутки,в общем смешные, но, привязанные к ситуациям, часто становятсянереалистичными и оттого теряют смысл – особенно характерным примеромтакой нереалистичности стала глава про мексиканскую границу. А вотчтение монолога дона Корлеоне– пожалуй, самая смешная ситуация картины, да и к сюжету не привязана.Большинство элементов вторичны, хотя иногда и срабатывают. Например,Питер и Итан путают багаж (тысяча фильмов), Итан елозит пузом по лицуПитера («А вот и Полли»), маструбирующая собачка (в«Мальчшнике» дрочил младенец), а привычка класть прах в жестяные банкиочень походила на похожую наклонность Уолтера Собчака.Слава Богу, когда Итан, стоя на краю утёса, развеивал прах, он неполетел в обратную сторону и не накрыл Питера, хотя эта сцена так ипросилась.

Вердикт:вторичная комедия с небольшим рассинхроном – сюжет не совпал сзрителем, актёры – друг с другом, а всё вместе – с моим ожиданием.Посмотреть можно, влюбиться – нет.P. S.Многие могут подумать, что я несправедлив к Заку Галифаниакису.Некоторые подумают, что это неспроста. И лишь единицы выскажутпредположение, что это из-за того, что он настоял на том, чтобы Филлипсвыгнал Мела Гибсонасо съёмок «Мальчишника-2»… Что я могу ответить? Возможно.

Денис Куклин, Оригинал

Комментарии:

Чтобы написать комментарий, войдите через одну из социальных сетей: