0

01.02.2013

14:09

Денис Куклин

Интервью. «Любовь на кончиках пальцев» с Режи Руансаром и Роменом Дюрисом

Вчера в прокат вышел один из самых дорогих французских фильмов 2012 года – ретрокомедия «Любовь на кончиках пальцев». Продюсеры в замысел режиссера Режи Руансара вложили около 15 миллионов евро. Главную роль Пигмалиона 50-х годов прошлого века сыграл Ромен Дюрис, хорошо знакомый зрителям по фильмам «Испанка», «Арсен Люпен», «Мое сердце биться перестало». Вита Рамм взяла для сайта ПрофиСинемаинтервью у режиссёра и исполнителя главной роли.

Были славные времена, когда люди наслаждались жизнью. В 50-ые годы женщины еще не боролись за свои права, но постепенно начинали задумываться о собственном месте в том мире, где правят мужчины – отцы, женихи, работодатели. Юная провинциальная девушка по имени Роза совершает поступок. Она отказывается выходить замуж за «первого парня в ее городке» и, проявив отчаянное упорство, устраивается секретаршей в бюро адвоката – холостяка Луи. Сомнений в том, что она совершила ошибку, отказавшись от перспектив стать вечной домохозяйкой, у Розы нет.

Центральной частью истории становится участие Розы в четырех конкурсах по машинописи на скорость. Она побеждает на местном, региональном, национальном и международном в Нью-Йорке.

Соревнования, надо сказать, сняты весьма зловеще. Только представьте себе кадр, в котором с бешеной скоростью стучат по пишущим машинкам руки. Глаза, косящие то в текст, то в конкуренток, и пот, струящийся по гламурным щекам. Режиссер Режи Руансар атмосферу соревнований передает весьма эффектно. Как и саму подготовку Розы к конкурсам. Луи выкрасил ногти девушки в разные цвета, в соответствии с цветом клавиш пишущей машинки. И, как настоящий профессор Хиггинс, заставил перепечатывать тома французской классики. Не забывал Луи и о физических упражнениях – Роза, если не печатала, то бегала кросс.

Но кроме занимательных производственных эпизодов, фильм насыщен и разными переживаниями, недомолвками и размолвками между Луи и Розой, что нещадно увеличивает хронометраж. Хотя цель девушки – покорить сердце Луи – видна с первых эпизодов. Но по замыслу авторов, главный персонаж полагает, что несчастливо и благородно влюблен в замужнюю подругу юности. В роли подруги Луи снималась Беренис Бежо (Пеппи Миллер в фильме «Артист»).

Роза – Дебора Франсуа (дебютировавшая фильме братьев Дарденнов «Дитя» в 2005 году) и Беренис Бежо с удовольствием носят платья, прически, дамские аксессуары конца 50-х. Ромен Дюрис в образе мужчины 50-х выглядит старше своих лет. Но его попытки быть строгим, даже черствым, смотрятся не совсем убедительно. Но скорей это вина не артиста, а пресыщенность зрителя, который в подобных сюжетах противостояния мужчины и женщины уже знает, что счастливый финал неизбежен. Таковы законы романтических сказок.

Вита Рамм:

Сложно поверить сегодня в существование подобных конкурсов.

Режи Руансар:

Вы удивитесь, если я скажу, что и сегодня они существуют. Только пишущие машинки сменились компьютерной клавиатурой. Да, по прежнему съезжаются со всего мира и соревнуются в скоростном печатании. Человеку свойственно соревноваться, доказывать собственное преимущество. Кто-то бегает, кто-то печатает на скорость всеми десятью пальцами. Свою историю я задумал еще в 2004 году, посмотрев документальный фильм об истории пишущей машинки. И был очарован накалом страстей на соревновании. Сразу подумал, а почему подобное место действия не превратить в соревнование мужчины и женщины. Так возник замысел о современном Пигмалионе, который обучает свою Галатею скоростной машинописи. Но на самом деле через ее победу он наконец-то справляется с собственными комплексами.

Вита Рамм:

В России фильм так и назвали - «Любовь на кончиках пальцев».

Режи Руансар:

Какое точное название. Передайте привет вашим дистрибьюторам.

Вита Рамм:

Если, как Вы рассказываете, и сегодня происходят подобные конкурсы, то зачем так осложнили свою жизнь, помещая своих героев в ретро – 1958 год?

Режи Руансар:

Мне хотелось выразить свою любовь тому времени. Мне в нем нравится все – фильмы, музыка, мода, машины, зарождение рок-н-ролла, появление рекламных сюжетов и передач на телевидении. Эра потребления только начиналась, и потому мир был еще наивным и прекрасным. Ведь пройдет всего пару лет и мир начнет меняться. По окончании войны прошло только тринадцать лет и все пока наслаждались миром и любовью. И свою Розу я видел в образе прекрасной Одри Хепберн.

Вита Рамм:

Но разве не в это время во Франции усилилось движение за права женщин? И Ваш фильм ведь не только о взаимоотношениях закомплексованного адвоката со своей молодой и бойкой секретаршей, но и о праве девушек выбирать между традиционным семейным укладом и своей свободой?

Режи Руансар:

Спасибо, что, говоря о фильме, выделили эту тему. Когда я задумывал историю любви, понимал, что мои герои должны пройти через некие испытания не только чувствами, но и обстоятельствами. Для героини Розы победа в чемпионате мира по скорописи на пишущей машинке означает и победу в жизни. Она уже не рядовая девушка, а чемпионка мира. И если она выйдет замуж за адвоката, то уже как за равного себе.

Во время работы над сценарием меня вдохновляла и моя мама. Она была дочерью фермера и переехала жить и работать в большой город. Это был по тем временам сильный поступок.

Вита Рамм:

В фильме есть кадр, в котором несколько десятков женщин увлеченно стучат по пишущим машинкам. Тяжело ли было подбирать соответствующую массовку и ретро реквизит?

Режи Руансар:

Я понимал, что художник по костюмам и стилисты превратят каждую женщину в барышню 50-х, еще наши артистки получат элементарные навыки машинописи, и на общем плане они будут выглядеть крутыми профессионалами. Проблема была с реквизитом. Но не просто были нужны пишущие машинки, а новые, сверкающие и с дизайном того времени. Мы давали объявления в Интернете, обращались к обладателям коллекций – да, есть такие, не все же собирают старинный фарфор или марки. В итоге, нашли несколько десятков в Чехии. Там, оказывается, до сих пор в документообороте используется машинопись. Нашли по несколько штук в Бельгии и во Франции.

Вита Рамм:

Стала ли для Вас проблемой цветовая гамма 50-х годов?

Режи Руансар:

Нам хотелось передать дух того времени, потому проводили тщательные исследования цветовой гаммы. Это было не легко, так как большинство французских фильмов были черно-белые. Лишь немногие - цветные, сняты, к тому же, в условиях павильонов. Но нам помогли журналы мод, обращались мы и к знатокам того времени. Обратили ли вы внимание, что машины тогда были однотонными?

Вита Рамм:

В фильме один из ваших героев говорит: «Америка – страна для бизнеса, Франция – для любви». Вы согласны с подобным тезисом?

Режи Руансар:

Сейчас и Франция уже страна для бизнеса. Мы не можем отставать от мировых законов развития. И, тем не менее, я надеюсь, что мы, французы, по-прежнему испытываем и ценим романтические чувства.

Вита Рамм:

Ваш герой одержим идеями тренировок, хотя его подопечная вовсе не спортсменка.

Ромен Дюрис:

Прочитав сценарий, я понял, что мне понадобится не только погрузиться в далекое время, но и понять психологию наставника. И потому познакомился с футбольным тренером, у которого получил несколько прекрасных подсказок, как надо себя вести и во время подготовки и в ответственный момент самих соревнований. Я внимательно наблюдал, как он общается командой, что говорит, чтобы поднять мотивацию к победе.

История моего героя это еще и история власти над другим человеком. Как закалять волю к победе, не подавляя своего подопечного. Тем более, когда ею является столь очаровательная и женственная девушка.

Роза порой, по мнению моего Луи, излишне чувствительна или проявляет мало усердия. А Луи, на взгляд Розы, слишком черствый и самоуверенный. Тренировки превращаются в дополнительные соревнования характеров, потому что они оба – амбициозные. Роза совсем не хочет возвращаться в лавку отца, а Луи стремится прославиться, став тренером чемпионки мира. Хотя на самом деле они оба влюблены в друг друга с первого взгляда и стесняются в этом признаться.

Вита Рамм:

Дебора Франсуа на самом деле так печатает или вместо ее рук снимали дублершу?

Ромен Дюрис:

Все она делала сама, потому столь достоверно на экране смотрятся наши с ней занятия. Несколько месяцев Дебора красила ногти, как в фильме, в разные цвета и училась печатать всеми десятью пальцами, затем тренировалась, чтобы набирать скорость. Так что в фильме никаких спецэффектов.

Вита Рамм:

В фильме прическа изменила Ваш возраст.

Ромен Дюрис:

Я не мог со своей типичной растрепанной головой сниматься в ретро картине. Тогда в моде были такие киноартисты, как Кэрри Грант. Абсолютное воплощение мужественности. И я должен был стать таким – отдавать приказы, считать, что женщина должна подчиняться мужчине. Подумать только, это ведь так недавно было реальностью.

Вита Рамм:

В каких фильмах мы увидим Вас в ближайшие годы?

Ромен Дюрис:

Седрик Клапиш решил в третий раз вернуться к истории, которая началась с моим Ксавье в фильме «Испанка» в 2002-ом году, продолжилась в «Красотках» в 2005-ом. А теперь у Ксавье, некогда студента по международной европейской программе в Барселоне, семейная жизнь. Премьера состоится осенью нынешнего года. Фильм будет называться Casse-tête chinois (в русском прокате «Китайская головоломка», дата проката пока не определена). Я рад был вновь встретиться с моими партнерами по «Испанке» - Келли Рейли, Кевином Бишопом, Сесиль Де Франс, Одри Тоту.

Вита Рамм:

С Одри Тоту Вы встречались на съемочной площадке и после «Испанки».

Ромен Дюрис:

Да, мне очень повезло. Мы вместе снимались в экранизации Бориса Виана «Пена дней» у режиссера Мишеля Гондри. Он самый сумасшедший режиссер из всех, которых я знаю. Это был потрясающий новый творческий опыт.

А еще я готовлюсь к радикальным переменам в своей жизни. Мне придется брить все тело, так как буду играть женщину. Не мужчину, играющего женщину, а настоящую женскую роль. Сценарий пишет жена Жака Одиара, а моим партнером, а вернее сказать, партнершей в кадре будет Матьё Амальрик. Да, не удивляйтесь, мы оба будем играть настоящих женщин. И надеемся, что это понравится и нам, и зрительницам.

Автор благодарит за содействие в подготовке материала UniFrance

Вита Рамм, ПрофиСинема

Комментарии:

Чтобы написать комментарий, войдите через одну из социальных сетей: