0

01.12.2012

17:35

Антон Фролов

Киноклуб Cineast в Bar 34. Тема декабря и приглашение на "Сердце матери" Марка Донского

Ожидаемое / неожиданное советское кино

СССР, существовавший почти 70 лет, среди прочего оставил после себя наследие, представляющее столько же лет непрерывной кинематографии. За свою продолжительную историю советское кино, а оно, как мы знаем, считалось в той стране важнейшим из искусств, переживало разные периоды, знало и взлеты и падения. Временами, оно в полной мере соответствовало мировым кинематографических тенденциям, нередко опережало их, но чаще – безнадежно от них отставало. Тем не менее, советское кино всегда сохраняло свое самобытное лицо, неповторимый авторский стиль своих лучших художников. Неслучайно, многие исследователи сходятся в утверждении, что такое понятие как «авторское кино» сложилось именно в Советском Союзе, а его ведущие представители (например, Андрей Тарковскийи Кира Муратова) своими работами являют едва ли не ярчайшие образцы «авторского» видения в мировом кинематографе.

Киноклуб «Cineast» периодически обращается к картинам, снятым в СССР, помещая их в тот или иной контекст. Пришло время вплотную, насколько это возможно, обратиться к миру советского кино, которому декабрь будет посвящен целиком.

Отбирая фильмы для показа, мы обращали внимание на работы мало или совсем незнакомые нашему зрителю, так как это, с одной стороны, примеры, выходящие за привычные рамки «джентльменского набора» советских фильмов на отечественном ТВ, зачастую сводящегося к пяти регулярно повторяемым комедиям Леонида Гайдая. С другой стороны, выбранные нами фильмы, это и не знаковые шедевры на все времена, вроде эйзенштейновского «Броненосца “Потемкин”». Нет. Это всего-навсего попытка открыть для себя что-то новое, более существенное в таком знакомом и неизвестном, ожидаемом и неожиданном явлении советского кино, а это, согласитесь, уже не так мало.

Что же мы хотим открыть в этом опыте длиною в 70 лет? Дело в том, что особенностью некоторых советских фильмов является их многожанровая природа, иными словами, в одном фильме могут сочетаться черты сразу нескольких жанров, параллельно затрагиваться разнообразные темы. Эту особенность, впрочем, свойственную не только советскому кино, мы проследим на примере четырех ярких, отличающихся друг от друга киноработ, снятых в 60 – 80-х годах. И уже первый фильм, предлагаемый вашему вниманию – «Сердце матери» режиссера Марка Донского, снятый в 1965 году, который в свою очередь является первой частью дилогии (второй фильм – «Верность матери», 1966 – в клубе показан не будет), совмещает в себе одновременно следующие жанры: это эпос, историческое, биографическое кино, это и семейная хроника (достаточно редкий сам по себе жанр), и, наконец, это аллегория вечной темы материнства. Нетрудно догадаться, что главные герои – мать, Мария Александровна Ульянова, роль которой в фильме исполнила Елена Фадеева, и ее дети, в частности, сына Володю играет совсем еще молодой тогда актер и будущий режиссер Родион Нахапетов.

Несколько слов о режиссере. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, Марк Семенович Донской (1901-1981) принадлежит к тому поколению советских кинематографистов, представители которого сформировалась как мастера (в виду отсутствия киношколы) непосредственно в процессе кинопроизводства, в качестве «подмастерьев» своих старших коллег. Первые самостоятельные фильмы Донской стал снимать в конце 20-х годов, к середине 30-х он определился со своей основной направленностью – работой над экранизацией произведений М. Горького. Среди прочего, в конце 30-х он последовательно снял «Детство», «В людях», «Мои университеты», а уже в 50-е – «Мать» и «Фому Гордеева». Все эти фильмы были отмечены государственными премиями СССР и международными кинематографическими наградами. («Сердце матери», снятый на киностудии им. М. Горького, был также отмечен Государственной премией СССР 1968 года.) Фильмы, выходящие за приделы горьковской темы, так или иначе, все же хранят отпечаток своеобразной эстетики русского писателя-гуманиста. Таковы, например, его знаменитая «Сельская учительница» (1947) или получившая широкую известность на Западе картина «Радуга» (1943).

Викентий Пухарев

4 декабря, 19-30 Харьков, Bar 34, Вход свободный 

(м. Исторический музей / Советская, ул. Пушкинcкая 22, подвал Cinema-кафе)

Встречи: Facebook или Вконтакте

Ну и следите за событиями вBar 34 на страничкеhttp://vk.com/bar34

Комментарии:

Чтобы написать комментарий, войдите через одну из социальных сетей: