0

12.06.2014

11:06

Денис Куклин

«Проверка на дорогах». Киноклуб Cineast. 16 июня


В советском кино всегда существовали две концепции победы. По одной из них — сугубо официальной — война предстает как столкновение двух военных государственных машин, и советская оказывается заведомо совершенней германской. Эта концепция идет от «Падения Берлина» до «Освобождения» и многочисленных «штирлициан». Но есть и другая — та, где военной машине и солдату, как ее винтику, противопоставлен отдельный человек в своей человеческой полноте. Точнее всего сформулировал эту концепцию еще в годы войны Александр Довженко, заметив в записной книжке: «А народ, весь, в целом, надо поставить над войной. Чтобы он в картине был крупнее войны...»

Герои фильмов, в которых главенствует вторая концепция, всем существованием своим противостоят законам военного времени. Не истребление врага здесь конечная цель — она лишь следствие основной задачи: спасение Родины как рода. Спасение Дома. И домашних своих, которых — миллионы. Народ. В партизанском лесу у Германа не боевая единица дислоцируется — живут люди. В лесу — дом. Растят детей, любят, даже устраивают танцы. Потому и командир Локотков у Ролана Быкова подчеркнуто невоенный человек, домашний. Парит ноги (радикулит!) при первой возможности, травит байки про Гитлера. А на войну ходит как на работу.

Евгений Марголит

Приходите в понедельник в Старик Хэм, Иванова 8, Харьков в 19-30

Встречи: Фейсбук / Вконтакте

Комментарии:

Чтобы написать комментарий, войдите через одну из социальных сетей: