2

20.05.2013

14:35

Cineaster

Необыкновенный фашизм. Как такое могло случиться?

Кто не слышал фразу: «Важнейшим из искусств для нас является кино»?Конечно, в начале XX века Владимир Ильич счёл уместным добавить «ицирк», потому что силу кинематографа для воспитания народных масс в тегоды тяжело было объективно оценить. Однако пророческую составляющуюэтой фразы сегодня можем оценить мы. Кино формирует мировоззрениепоколений, и от того, какое кино крутят в кинотеатрах, зависит будущийоблик страны. Это понимали большевики, это понимали и фашисты.

Конечно,в условиях либеральной экономики влияние государства на кинематографограничено – можно профинансировать бюджетными деньгами очереднойпатриотический пук, вроде «Адмирала», а если денег жалко, то можно бесплатно запретить какого-нибудь чересчур свободного «Бруно».По-настоящему опасных идей в кино сегодня можно не опасаться – оникоммерчески неуспешны, а значит, в прокат не попадут. Но эти два метода –финансирование и запрещение – всегда останутся главными в отношенияхгосударства и кинематографа.

Еслиже государство автократично, то финансирование и запрещение становятсяглавными и единственными движущими силами в киноиндустрии – государство,владеющее монополией на кино, может делать с народом всё, что захочет.Пока не изобрели телевидение, именно кинематографом, как главнымсредством воспитания народа, пользовалось Рейхсминистерство народногопросвещения и пропаганды во главе с Йозефом Паулем Геббельсом.Руководивший отделом пропаганды в НСДАП ещё с 1929 года, чуть ли неединственный высокопоставленный нацист с высшим образованием, Геббельсявно тяготел к творчеству, надеясь реализовать свой потенциал с помощьюпослушной игрушки – студии «Universum Film AG».

Очистивстудию от евреев, Геббельс наладил производство фильмов двух типов:«жизнерадостные мюзиклы-комедии» и «суровые фильмы о патриотизме». Ну, ачто же ещё нужно простому немецкому труженику? Не психологические жедрамы с не дай Бог, сомнениями и противоречиями? Воспитание однозначногоотношения зрителя к явлениям жизни сам Геббельс проиллюстрировалзнаменитой фразой: «Ложь, сказанная сто раз, становится правдой».

Хотявсе эти фильмы (1363 полнометражных картины с 1933 по 1945 годы) былидовольно низкого качества, некоторые из них всё же вошли в историю кино.В первую очередь, это документальные ленты «Триумф воли» (1935) и «Олимпия» (1938) Лени Рифеншталь.Почти нейтральная «Олимпия» была посвящена Олимпийским играм 1936 года,проходившим в Берлине, и является гимном человеческому телу – сотниатлетов и атлеток позировали Лени, позволив создать незабываемое полотнокрасоты и гармонии. Клип «Stripped» немцев Rammsteinкак раз создан из кадров «Олимпии».

Вто же время её более ранняя работа «Триумф воли» была насквозьпропагандистская – почти два часа на экране длится рассказ о съездеНСДАП в Нюрнберге. Как раз в этом фильме Геббельс произнёс фразу: «Может и хорошо обладать властью, основанной на диктатуре, но гораздо лучше завоевывать и не терять сердца людей».Этот фильм стал одним из наиболее выдающихся документальных фильмов вистории – его пропагандистскую мощь чувствуешь на себе и сегодня. Кпрямому цитированию «Триумфа воли» прибегнул Джордж Лукасв одной из сцен «Звёздных войн IV».

Ещё один документальный фильм «Вечный жид» (1940) авторства Фрица Хиплера,рассказывающий о деструктивной роли еврейства, воспитывал в немцахотвращение к этому народу. В фильме использовались кадры из жизниевреев, быт Варшавского гетто. Сегодня просмотр этого фильмапроблематичен – к примеру, в России он запрещён.

Но именно отношение нацистов к евреям спровоцировало создание первой антифашистской картины – «Великий диктатор» (1940). Чарли Чаплин,до того сопротивлявшийся звуку в кино, первым заговорил с экрана обугрозе фашизма для человечества. Основой фильма стал сатирический сюжет,в котором параллельно развиваются две истории – безымянногоеврея-парикмахера и диктатора некоей страны Томании. Замеченное ранеевнешнее сходства Чаплина с Гитлеромкомик использовалдля высмеивания фюрера – палач миллионов стал смешным коротышкой сманией величия. Чаплин высмеял и милитари-стайл диктатора, и его манеруречи, и самолюбование и даже его международную политику. Но главной«фишкой» стало то, что его собственные верноподданные путают отца народас жалким жидом, «гнусность» которого должны были почуять за километр. Ивместо вдохновляющей нацию речи двойник диктатора говорит оотвратительной сути его диктатуры и о будущем царстве свободы ичеловечности. Этот фильм не только был запрещён в Германии, нопробивался через множество преград в либеральных США – многие американцыпредпочитали Гитлера Чаплину. Сталинтакже не позволилпрокат «Великого диктатора» в СССР – в 1940 году казалосьпредпочтительнее дружить с завоевателем Польши и Франции.

Свой мощный киноответ на фашизм в Советском Союзе появился в 1965 году, когда на экраны вышел «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма.Использовав кинохронику Третьего Рейха, фотографии из немецких архивов идаже кадры из упоминавшегося «Триумфа воли», Ромм показывает фашистскуюГерманию не как круги ада или бесконечные ряды казарм, а какпроцветающую капстрану. Вот немецкие школьники, вот эстрада, вот заводы ифермы. По немецким улицам ходят обыкновенные люди, в немецких домахживут обыкновенные семьи. Однако над этой обыкновенностью царитидеология фашизма, геббельсовская «унификация», абсолютно однозначноетрактование всего. И Ромм, несмотря на его эмоциональный и дажепредвзятый закадровый комментарий, пытается показать, что фашизмзародился и расцвёл не в обществе убийц и садистов, а в самомобыкновенном обществе. И следовательно, он может зародиться в любоймомент, в любом месте – стоит только забыть о прошлом.

Многиепоследующие картины, касавшиеся темы фашизма, изучали произошедшее сискренним желанием узнать, как такое могло случиться. И найдя ответ,кинематограф преподносил его зрителям, в надежде, что память о прошлыхошибках не позволит случиться ошибкам новым. Однако, как оказалось,Третьим Рейхом тема возникновения фашизма не исчерпалась. Сегодня дляэтого достаточно своего материала.

А поэтому: продолжение следует.

Денис Куклин, Оригинал

Комментарии:

Чтобы написать комментарий, войдите через одну из социальных сетей:

  • Богуслава Отченашек

    07.11.2013 в 02:59

    #

    Неудивительно, что именно Ленин, то есть Ульянов-Бланк, еврей по матери, произнёс эту сакраментальную фразу про важнейшее из искусств! Большевики, верхушка которых по большей части из осатаневшего еврейства и состояла, особенно в первые годы советской власти, заранее вполне верно прозревали, что именно киноискусство (а затем — пришедшее ему на смену телевидение) наиболее полно, масштабно и глубоко внедряет в массовое человеческое сознание готовые модели поведения, то есть те сценарии наших поступков, которые мы сами не вполне способны контролировать и оценивать, но лишь подчиняемся им, почему-то считая своими собственными мотивационными решениями… Именно поэтому и среди советских (а теперь — и расеянских тоже !) режиссёров столь высок процент лиц еврейского происхождения — все эти Эрмлеры, Цыбульники, Рошали, Роомы, Шустеры, и Эйзенштейны: надо ведь оккупационному режиму иметь продвинутый авангард и на этом, важнейшем для агитпропа, поприще!!!

    • Антон Фролов

      07.11.2013 в 15:11

      #

      А Американские евреи тоже виноваты?