1

07.03

18:15

Михаил Белов

Смотрим снова: Чужой тетралогия



В мае этого года выходит ещё один фильм из вселенной «Чужих» — «Чужой:завет». Здесь не будет Эллен Рипли, то есть не будет Сигурни Уивер. И вообще «Чужой:завет» — это непрямое продолжение картины «Прометей» Ридли Скотта. Режиссёр намерен работать над вселенной и дальше. И в случае успеха обещает новую картину уже в следующем году.

«Чужой: завет» , то есть, не совсем пятый «Чужой». В середине прошлого года Сигурни Уивер анонсировала и прямое продолжение серии, за создание которого вроде бы как возьмётся Нил Бломкэмп.

В преддверие выхода этих лент, давайте вспомним с чего всё начиналось.

Предисловие

У меня было довольно странное детство. На полке видеокассет не один год провела кассета с фильмами «Чужой» и «Чужие», я так и не удосужился их посмотреть. Я не любил тогда ужасы (хватало засмотреть до дыр фильм «Коммандос»). При этом те самые ужасы я с удовольствием читал. Так вот я постыдно увлекался кинороманами (теми, которые написаны уже после фильма). Так одной из таких книг и была «Чужой» (то ли Алана Дина Фостера, то ли российских писателей с псевдонимом Алекс Ривендж). Сейчас вспомнить, чтобы-то ни было о книге, конечно, не получится, но хорошей, подозреваю, она не была. Тетралогию «Чужих» я уже посмотрел гораздо позже, но не один раз. Незадолго до новой сериии давайте порассуждаем.

«Чужой» (1979) Режиссёр: Ридли Скотт



Признаюсь заранее, Я не склонен считать Ридли Скотта великим американском режиссёром. Через двенадцать лет после «Чужого» он снимет прекрасное кино «Тельма и Луиза», а через три года экранизирует Филиппа Дика. В его фильмографии существует оскароносный «Гладиатор», от которого хоть и без ума моя подруга, но после недавнего пересмотра тот оказался абсолютно такой ровный, с кучей недостатков. Ровный, словно сам Ридли Скотт. Таких режиссёров (качественных, но только лишь выше среднего) в Америке немало даже среди «легенд». Есть, к примеру, искренне любимый мной Брайан де Пальма (хоть и ненавижу римейк «Лица со шрамом»); есть Роберт Земекис (закидайте меня камнями, но великим и Земекиса можно назвать с трудом).

Зато уже третьим фильмом в фильмографии Скотта стоит вот эта камерная лента. 

Попробуем перенестись в годы до моего рождения (в 1979 год, когда фильм вышел на экраны) и забыть, что дальше были три продолжения. С учётом этого, безусловно, «Чужой» был гениален. Конечно, сценарист О’Бэннон потом скажет, что «не крал „Чужого“ у кого-то, я украл его у всех сразу». Тем не менее столь камерного фильма ужасов в истории — нет. Большая часть ужасов происходит за кадром, а сам Чужой появляется где-то во второй части фильма. Но фильм, конечно, завораживает.
Кто не знает, у фильма могла бы быть иная судьба.Поначалу фильм должна была продюсировать студия великого Роджера Кормана (несколько лет назад награждённого «Оскаром» за заслуги в кинематографе, а также любимого режиссёра Тарантино). Роджер Корман сам любил снимать трэш, а на его студии начинали такие режиссёры, как Рон Ховард, так и Джонатан Демме, да и Мартин Скорсезе. Из фильма, конечно, мог бы получиться презабавный трэш. В неокончательном варианте сценария была даже сцена секса Рипли и Далласа, но пошло всё совсем по-другому. Подозреваю, что если бы закончилось всё студией Кормана, то последующих замечательных частей нам не видать.

«Чужие» Режиссёр: Джеймс Кэмерон



Нет, не ждиите повода, чтобы меня вновь закидать камнями. Кэмерона средним режиссёром я не назову. Он тоже скорее такой себе работяга, но уже до выхода «Чужих» в его фильмографии имелись фильм «Терминатор» (режиссёр) и «Рэмбо-2» (сценарист). Правда над «Чужими» Кэмерон начал работать ещё до выхода «Терминатора», в тот момент когда Шварценеггер был занят «Конаном-разрушителем». 

От «Чужого» это отличалось. В «Чужих» весь Кэмерон, а милая камерность первой части сменилась эффектным фильмом ужасов. Здесь действие уже не за кадром, а именно в кадре. Страх вне экрана должен бы, конечно, пугать побольше. Но и за ужасами в кадре второй части было не менее любопытно наблюдать. У фильма как раз таки «Оскар» за визуальные эффекты и сложно себе представить другое. Для 1986-го года это переворот. 

Если первый фильма ласково шептал страшные заклинания, то здесь Кэмерон словно орёт благим матом (сам мат появится чуть позже в третьей части у Финчера). Если вам кто-нибудь когда-нибудь скажет, что продолжения снимать нельзя, мой вам совет: вместе со второй частью «Назад в будущее», «Терминатора» вспомните им, пожалуйста, этот фильм.

«Чужой3» Режиссёр: Дэвид Финчер



С третьей частью всё же сложнее всего. С одной стороны это первый фильм великого автора Дэвида Финчера. С другой стороны и сам Финчер давно отрёкся от фильма, режиссерскую версию для переиздания готовить отказался, да и вообще хотел бы о нём забыть. Многими, конечно, третья часть считается худшей частью трилогии, но это зря. 

Если первую часть мы определяли, как камерную, вторую — как визуальную, то этот фильм, если позволите, самый брутальный. Кэмерон во второй словно орёт благим матом, а здесь уже мат присутствует не фигурально. Вы, если вдруг возьмётесь пересматривать этот фильм перед премьерой новой части, то возьмите, наверное, перевод какого-нибудь ненавистного мне Гоблина (хоть, конкретно, его признаюсь я не видел). Там будет, вполне себе прямой перевод. Ещё лучше пересмотрите, как я, этот фильм в оригинале (с русскими субтитрами). Только тогда станет понятно зачем эта часть вообще нужна. Кровь, крик, мат. Это словно гиперболизированная вторая часть перед уютным драматизмом четвёртой. Давайте уже поскорее к ней.

«Чужой 4: Воскрешение» Режиссёр: Жан Жене



Давайте ещё раз вспомним, что это сайт — субъективных мнений и скажем прямым текстом, эта часть моя самая любимая. Если прошлые части были авторские в той или иной степени, то это чистое авторское кино. Этот фильм снимал Жан Жене («Деликатесы», «Город потерянных детей», «Амели»). Сюда перекочевал почти весь его любимый актёрский состав из «Города потерянных детей». И это всё та же страшная сказка, что и некоторые предыдущие его фильмы.

Ещё один момент: Сигурни Уивер. О которой мы умудрились перед этим совершенно не упомянуть. К четвёртой части она превратилась в красавицу. Да и, видимо, без режиссёра не обошлось. Так красиво её не снимал, наверное, никто.

Немного про сам фильм. Из страшилок и брутальности вдруг сага превратилась в повестью о настоящей любви. Здесь, конечно, любовь — материнская. 

Рипли (Сигурни Уивер) провела с инопланетными существами большую часть жизни (да и после неё; кто не помнит, в этом фильме она воскресает, умерев в третьей части). Вся её война неожиданно оказывается частью такой себе вселенской любви. Простите мне, пожалуйста, банальность, но это такое себе «милые бранятся — только тешатся». Здесь любовь «чужого» к Рипли, конечно, сродни сыновней. Сейчас невольно вспоминается последняя сцена фильма «Убить Билла». Та, в которой убийство Билла происходит исключительно от любви, за любовь, по любви. «Чужой-4» по сути о том же.

Представить, зачем нужен «Чужой: Завет», конечно, трудно. Сигурни Уивер там не будет, а она и в свои почти 70 очень красива. Будем считать это таким себе прологом, и ждём эпилога. А удачным он будет или нет, посмотрим вскоре. 

Посмотрите пока трейлер.:


П.С. Фильм «Прометей» вспомним отдельно. Скоро.

Комментарии:

Чтобы написать комментарий, войдите через одну из социальных сетей:

  • Дмитрий Асеев

    11.03 в 14:48

    #

    Если хочешь можем поговорить о Чужом 4 в моей группе https://vk.com/club131649341 я посмотрел его 496 раз