2

17.11.2014

11:37

Антон Фролов

«Молодость» с огоньком



Фестиваль Молодость 44, 2014 год, может запомнится многим. И самое странное, это не обязательно фильмы или околокиношные разговоры и скандалы. Самым знаменательным стало варварство. Немного обидно за самобытный фестиваль, он запомнится сжиганием кинотеатра, а не удивительными фильмами. Если к акциям протеста можно относится по разному, то к вандализму отношение одно. Даже к #ленинопаду у меня отношение резко отрицательное. Вандализм — это ужасно, какими бы за ним не были идеологические высказывания. 

Огонь в кинотеатре показал, насколько еще наше общество закрыто и не готово воспринимать необычное. Это даже не касается толерантности. Слишком сложное у этого слова значение. Мне скорее хочется сказать о первобытной ненависти к нестандартному. Сколько злости и непонимания можно увидеть на улицах, если ты выпадаешь из каких-то привычных рамок. Мои прогулки в свитере при +10 тому яркий пример. Когда же есть почва в виде ЛГБТ, то это приводит к ужасным последствиям. Руины кинотеатра «Жовтень» тому доказательство.



Пусть дела вокруг и приобрели огромное значение, но фестиваль — это, прежде всего, кино. Прежде чем писать о главной составляющей, расскажу о основной проблеме Молодости. Проблема довольно банальная — логистика расписания. В моем опыте освещения кинособытий Одесса и Москва, на фестивалях расписание чем-то схожи и удобны для прессы. Московский и одесский фестивали сделаны так, чтобы пресса смогла отсмотреть конкурсную программу, а остальные — уже по желанию. Простое решение — два показа конкурсных фильмов из основной программы в день. Один пресс-показ, второй презентация. Соответственно, можно смотреть сутра или вечером. 

Очень важно для меня осветить именно основной конкурс, остальное — как уже выйдет. В Киеве с этим не просто. Был даже день, когда мне пришлось посмотреть сразу четыре конкурсных фильма подряд и почти без перерыва. Сложно! Поэтому мне не понятно, зачем организованы пресс-показы многих внеконкурсных фильмов. 

Если спецсобытия, как «Бьорк: Biophilia Live», можно понять, то внеконкурсные показы не понятны. Любой журналист посмотрит тот фильм, который ему интересен. Совершенно мне не понятно, почему такое расписание? Можно оправдаться студенческим конкурсом, идущим также утром, но это специфическое зрелище. Даже повторный показ одного из конкурсных фильмов теряет смысл, когда болгарский «Урок» показывают в День зрителя после объявления всех призеров. Сколь не были бы прекрасны фильмы «Метаморфозы», «Эта радость была совершенна», «Круг», для них не обязательно делать пресс показы. 



Такое расписание также влияет и на вторую особенность — посещаемость пресс-конференций. Насколько правильнее было бы организовывать общение, даже в форме вопрос-ответ, сразу после показа, а не формате «все сразу». Просто не может автор строк пропустить конкурсный фильм ради общения только с один автором — не предметный будет разговор.

Общение с претендентами национального и студенческого конкурса тоже странно организовано. Огромная толпа, где больше авторов, чем журналистов или заинтересованных. Как написал участник Дмитрий Бондарчук — такой вот кружок анонимных кинематографистов. Прессе места нет в этом кружке. 

Сгоревшие кинотеатры, проблемы логистики — ерунда. Кино на фестивале было, и оно было разным: необычное, странное, провокационное и неожиданное. Праздник кино в не простое время удался. Неожиданные появления активистов и сборы средств для армии предали мероприятию особый шарм. Израильский колорит стал более ясным, и фильмы из этой многострадальной страны обретают совсем другой вкус. Об этом свидетельствует и победа германо-израильского фильма. 

Алик Шпилюк сформировал тему Одеского МКФ как поиск, поиск человека и себя. Молодость эту тему продолжает, одновременно расширяя и уточняя. Я назову тему Молодости-44: «Поиск себя в непривычной среде и обстоятельствах». Это очень просто раскрывается через фильмы об эмигрантах, как географических так и ментальных, и социальных сложностях. 

Два швейцарских фильма, «Страна мечты» и «Швейцарские герои», рассказывают об одной проблеме, но совершенно с разным настроением. Оба фильма говорят о сложностях миграции в современной Европе, а в частности в стране мечты — Швейцарии. Юмор «Героев» сильно резонирует с жестокостью и темнотой «Мечты», и эти взгляды отражают разногласия в понимании темы. 

Еще больше сгущают краски австрийские фильмы. Неожиданно для себя открыл смелый кинематограф. Ведь только у смелых можно смотреть фильмы без героев титульной нации, когда главные герои турки или чеченцы, а австрийцы отсутствуют или выполняют небольшие регулирующие функции. Дальше все усугубляется венгерскими представителями. Один продолжит швейцарские истории, а другой расскажет о сложностях деревенской мужской любви. Миграция, метания и поиск своего места — с грустью в каждом фильме. 

Из общей тематики несколько выбились социальные фильмы. Индийский «Суд», российский «Класс коррекции», болгарский «Урок», грузинский «Невесты» и мексиканский «Я останусь с тобой» пытаются по-разному раскрыть социальные проблемы своих стран. 

Notа bene: Удивительный факт: Оказалось, что основным языком фестиваля стал немецкий. Раньше был французский. 

Не стоит и забывать про спорную программу Sunny Bunny. Когда в соседнем «государстве» из-за закона о защите детей эти фильмы невозможно посмотреть, когда общество негативно реагирует на необычность — продолжать показывать квир-кино в столице необходимо. Пусть последствия и приводят к возгораниям внешним и внутренним. Такие события позволят возникнуть на руинах необычному. 

По разным причинам мне не удалось посмотреть полную программу столь примечательных фильмов. В квир-тематике неожиданно открывается уникальная эстетика. Жизнь в постоянном напряжении позволяет взглянуть на мир с ясными глазами, увидеть более высокие и тонкие материи. 

Одно хорошо: два из трех фильмов с дипломами фестиваля видел. Простые фильмы с уникальным языком. 


Победитель — «Что-то должно сломаться» — прост в исполнении. Очередная любовная история бунтарей в полированном шведском обществе. Интрига только в половой идентификации и собственном самоопределении. Фильм запоминается удивительными музыкальными составляющими, смысловыми песнями и удивительной свободой работы оператора. 



«Форт Бьюкенен» удивляет формой повествования, когда набор непонятных разговоров, зарисовок и ссылок собирается в общую историю. Фильм очень сложно смотреть, понимать. Я его не понял, но чувство наличия в нем сильной внутренней составляющий осталось. Неожиданно для себя охарактеризовал фильм как «кино о красивых мужиках и бабах не очень»

На «Молодости» было еще много чего: национальный конкурс, черновые монтажи, очереди на украинские премьеры, любительские фильмы от критиков. Удачный фестиваль с множеством проблем, которые не помешали состояться празднику кино. 

Антон Серый Лев Фролов



P.S. Чуть позже читайте заметку о украинских фильмах 

Комментарии:

Чтобы написать комментарий, войдите через одну из социальных сетей:

  • Denis Kuklean

    17.11.2014 в 14:07

    #

    Очень полно и хорошо (Это я про статью, а не про фестиваль)